Воспитание патриотизма у детей молодежи
[ Скачать с сервера (1.46 Mb) ]11.01.2011, 12:37

 

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,     

к родной речи — задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать.

Д. С. Лихачев

 

Сегодня одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Кроме того, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его историческим корням. Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы со школьниками. В нашей Куртуковской основной школе, пожалуй, самая главная роль в формировании патриотического воспитания у школьников принадлежит деятельности школьного музея. Она носит общественно-полезную гражданско-патриотическую направленность – сохранение памяти о жителях села, забота о ветеранах, организация и участие в различных акциях, волонтерское движение. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности школьника. При подготовке к семинару была составлена презентация, в основу которой легли материалы по патриотическим мероприятиям школы за несколько учебных лет – 80% этих мероприятий было подготовлено с опорой на материалы школьного музея и краеведческую деятельность руководителей кружков.

Именно музейная педагогика становится помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности школьника, помогает заложить нравственные основы, которые делают его более устойчивым к нежелательным влияниям, научит правилам общения и умению жить среди людей. Наш школьный краеведческий музей создавался Мустафиным Ю.Ф. и  усилиями односельчан, учащихся, их родителей и педагогов. В экспозиции предметов старого русского быта есть и мой экспонат. Со дня своего основания в 1997 году музей являлся помощником педагогов и источником регионального компонента на уроках истории, русской литературы, географии, технологии, ИЗО. Краеведческой работой Мустафин Ю.Ф. занимался еще с 1965 года, поэтому у школьного музея очень широкая карта сотрудничества: с газетами «Кузбасс», «Сельские Вести», «Кузнецкий рабочий», «Новокузнецк», «7 дней», альманахом «Кузнецкая крепость», библиотекой им. Гоголя, школами г. Новокузнецка и г. Осинники. Мустафин Ю.Ф. вел переписку с бывшими одноклассниками, выпускниками Куртуковской школы, поисковым отрядом Нижегородской области, ветеранами 32-й стрелковой дивизии,  учащимися школы с. Пилипча, Черниговской области, где геройски погиб ефрейтор Зорькин. В это сотрудничество Юрий Федорович привлекал учащихся школы в рамках работы кружка «Краеведы».

Итогом краеведческой работы становится участие ребят в научно-практических краеведческих конференциях, викторинах. В 2009 году ученик 7 класса Карпов И. принимал участие в конференции «20-летие вывода войск из Афганистана». С 2008 года ребята школы активно участвовали в викторине «Сельские вести – Новокузнецкий район». В 2010 году ученик 8 класса Шабалин А. занял на ней 2-е призовое место.

Уважительное и бережное отношение к старшему поколению мы воспитываем через встречи с ветеранами и тружениками тыла, педагогами-пенсионерами. В День Победы учащиеся школы, педагоги, ветераны направляются к Мемориалу памяти в с. Куртуково, чтобы почтить память погибших, на торжественном митинге. Проводим открытые общешкольные внеклассные мероприятия, посвященные павшим воинам (к 9 мая, 23 февраля) с привлечением руководителей музея «Истории родного края». Накоплен огромный опыт по формам патриотической работы: недели музея, уроки мужества, тематические выставки, уроки-презентации, проектные работы. Одной из самых значимых и масштабных стала интегрированная работа руководителей сразу трех кружков и учащихся по материалам школьного музея «По следам героев повести В.В. Мазаева «Зиму пережить»»: в рамках этого проекта учащимися и педагогами было охвачено сразу несколько разнообразных видов деятельности – экскурсии в музей «Истории родного края», знакомство с литературой, выездная экскурсия в г. Новокузнецк, рисование картин под впечатлением от прочитанного, и т.д.

Экскурсионная деятельность музея «Истории родного края» охватывает несколько направлений: история и быт жителей села, страницы военной истории (экспозиции по В.П. Зорькину, комдиву Полосухину, ветеранам ВОВ), геологические находки и краеведческие открытия, международная переписка, печальные страницы истории репрессий, история школы.  На таких экскурсиях ребята с большим удовольствием и гордостью рассказывают о своих бабушках и дедушках, о том какой вклад внесли их предки для развития страны, села, школы, об их нелегкой судьбе.

Настоящий гражданин своего Отечества – человек милосердный, способный к состраданию. Эти качества ребята проявляют в ежегодных акциях «Неделя добра», «День пожилого человека», «Забота» – волонтерской помощи пожилым людям села в уборке овощей с огородов, уборке снега, обновлении памятных аншлагов ветеранам ВОВ и труженикам тыла, спонсорской помощи ветеранам ВОВ. Руководитель кружка «Музейное дело» Гнедкова И.Н., классные руководители Кобякова Т.В., Рогачева С.А. курируют патриотическое направление волонтерского движения.

Таким образом, музейное дело помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края, села, школы «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в культуру края. Воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Все эти виды патриотической деятельности не возможны были бы без краеведа с большой буквы, основателя школьного музея Мустафина Ю.Ф., и энтузиастов своего дела педагога ДО Гнедковой И.Н., учителя технологии, ИЗО Козициной Л.А., активных классных руководителей 6, 7, 8, 9-х классов Терентьевой Е.А., Долгалюк Н.А, Кобяковой Т.В., Рогачевой С.А., учителя музыки Залиловой Л.Р.


Категория: Мои файлы | Добавил: defaultNick
Просмотров: 1547 | Загрузок: 138 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]